Фрагмент для ознакомления
2
Стремительное развитие цифровых технологий в современном мире обуславливает необходимость их активного внедрения во все сферы жизнедеятельности общества.
Одним из наиболее актуальных направлений цифровой трансформации является экологическая сфера, где цифровые решения способны существенно повысить эффективность управления природными ресурсами, мониторинга состояния окружающей среды и вовлечения граждан в природоохранные инициативы.
В этой связи разработка экологических цифровых платформ, ориентированных на потребности конечных пользователей, представляется важной и своевременной задачей.
Актуальность данного исследования обусловлена рядом факторов.
Во-первых, ухудшение экологической обстановки в крупных городах, таких как Москва, требует внедрения инновационных цифровых инструментов, позволяющих повысить эффективность природоохранной деятельности и вовлечь граждан в решение экологических проблем.
Во-вторых, развитие экологических цифровых платформ является одним из ключевых направлений цифровой трансформации государственного управления, что обуславливает необходимость разработки научно-обоснованных подходов к их созданию.
В-третьих, исследование потребностей и предпочтений жителей Москвы в области экологических цифровых сервисов является важным условием для создания востребованных и эффективных решений.
Объект исследования – процесс разработки экологических цифровых платформ, ориентированных на потребности жителей города Москвы.
Предмет исследования – методы, подходы и инструменты, применяемые при проектировании и внедрении экологических цифровых платформ с учетом специфики потребительских предпочтений целевой аудитории.
Цель исследования – разработка концепции экологической цифровой платформы для города Москвы на основе комплексного анализа потребностей и предпочтений жителей столицы в области экологических цифровых сервисов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы разработки экологических цифровых платформ, включая понятие, сущность, зарубежный и отечественный опыт их создания, а также особенности исследования потребителей.
2. Провести анализ экологической ситуации в городе Москве, исследовать потребительские предпочтения и готовность жителей столицы к использованию экологических цифровых сервисов, а также оценить потенциал развития данного направления.
3. Разработать концепцию экологической цифровой платформы для города Москвы, включающую ключевые принципы, функциональные возможности, организационно-технические аспекты и оценку эффективности ее внедрения.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, а также специальные методы, включая маркетинговые исследования (опросы, интервью), SWOT-анализ, методы проектного управления и др.
Информационную базу работы формируют нормативно-правовые акты, статистические данные, научные публикации отечественных и зарубежных авторов, материалы профильных интернет-ресурсов.
Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, а также методы и информационная база. В первой главе рассматриваются теоретические основы разработки экологических цифровых платформ. Вторая глава посвящена анализу потребностей потребителей в г. Москве в области экологических цифровых сервисов. В третьей главе разрабатывается концепция экологической цифровой платформы для г. Москвы. В заключении формулируются основные выводы и практические рекомендации.
Таким образом, данное исследование направлено на разработку научно-обоснованных подходов к созданию экологических цифровых платформ, ориентированных на потребности жителей Москвы, что позволит повысить эффективность природоохранной деятельности и вовлечь граждан в решение экологических проблем мегаполиса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ
1.1. Сущность и особенности экологических цифровых платформ как объекта исследования
Стремительное развитие цифровых технологий в современном мире обуславливает необходимость их активного внедрения во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в область экологии и природопользования.
Цифровая трансформация государственного управления, провозглашенная в качестве одного из ключевых приоритетов в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [1], предполагает широкое использование инновационных цифровых решений для повышения эффективности природоохранной деятельности и вовлечения граждан в решение экологических проблем.
В этом контексте особую актуальность приобретает разработка и внедрение экологических цифровых платформ – комплексных информационно-коммуникационных систем, интегрирующих различные цифровые технологии и сервисы для решения задач в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологического мониторинга и экологического просвещения населения [3, с. 601; 7, с. 107].
Сущность экологических цифровых платформ заключается в их способности объединять и координировать усилия различных заинтересованных сторон – органов государственной власти, бизнеса, научного сообщества и гражданского общества – для достижения целей устойчивого развития и «озеленения» экономики [2, с. 4-5; 9, с. 295-301].
Платформы выступают в качестве своеобразных «экосистемных интеграторов», обеспечивающих комплексный подход к решению экологических проблем на основе применения передовых цифровых технологий [11, с. 53-54].
Ключевыми особенностями экологических цифровых платформ, определяющими их специфику как объекта исследования, являются:
1. Комплексность и многофункциональность. Экологические платформы объединяют широкий спектр цифровых инструментов и сервисов, охватывающих различные аспекты экологической деятельности – от мониторинга состояния окружающей среды до вовлечения граждан в природоохранные инициативы [11, с. 54-55].
Фрагмент для ознакомления
3
Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы».
Бобылев, С. Н. Проблемы формирования «зеленой экономики» / С. Н. Бобылев // Зеленые тетради / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регионал. пробл. Отд. глобальных пробл.; Отв. ред. Ю.В. Никуличев. – Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2016. – С. 4-23.
Власенко, В. Н. Цифровизация государственного экологического управления: правовые аспекты / В. Н. Власенко, А. С. Широбоков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2021. – Т. 25, № 2. – С. 601-619.
Дынник, Д. И. Цифровизация системы государственного управления: проблемы и перспективы / Д. И. Дынник // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2021. – Т. 12, № 4(33). – С. 46-55.
Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 381 с.
Лежнина, О. И. Система 5S бережливое производство / О. И. Лежнина // Международный академический вестник. – 2020. – № 6(50). – С. 39-41.
Мамиконян, Н. А. Цифровые платформы в государственном управлении / Н. А. Мамиконян // Молодой ученый. – 2023. – № 6 (453). – С. 107-108.
Обушева, К. А. Цифровая трансформация государственного управления / К. А. Обушева // Молодой ученый. – 2022. – № 20 (415). – С. 490-493.
Потравный, И. М. Возможности привлечения инвестиций в экологические и климатические проекты на основе цифровой платформы / И. М. Потравный, А. А. Крюкова // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании : материалы XII Международной научно-практической конференции, посвященной 115-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва, 08 апреля 2022 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2022. – С. 295-301.
Холоденко, Ю. А. Цифровая трансформация государственного управления: возможности и риски / Ю. А. Холоденко // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2022. – Т. 28, № 3. – С. 28-53.
Цифровая платформа как экосистемный интегратор для промышленных предприятий в сфере повышения ресурсной и экологической эффективности / Т. О. Толстых, Н. В. Шмелева, И. Г. Супруненко, И. С. Курошев // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2023. – № 3(47). – С. 53-69.
Чмут, Г. А. Цифровая трансформация государственного управления на современном этапе / Г. А. Чмут // Вестник университета. – 2022. – № 12. – С. 30-36.
Чугунова, Ю. В. Перспективы развития государственного управления в условиях цифровой трансформации / Ю. В. Чугунова // Молодой ученый. – 2023. – № 47 (494). – С. 401-403.
Digital Transformation Of Public Administration In The Subjects Of The Russian Federation / S. L. Baksheev, S. Yu. Zelentsova, N. Yu. Kaufman [et al.] // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Krasnoyarsk, 19–21 мая 2021 года. Vol. 116. – Krasnoyarsk, Russia: ISO LONDON LIMITED - European Publisher, 2021. – P. 621-629.
Hanna N.K. Mastering Digital Transformation: Towards a Smarter Society, Economy, City and Nation. – Bingley: Emerald Publishing, 2016. – 336 p.
Meijer A., Bolívar M.P.R. Governing the smart city: a review of the literature on smart urban governance // International Review of Administrative Sciences. – 2016. – Vol. 82. – No. 2. – P. 392-408.
Parviainen P., Tihinen M., Kääriäinen J., Teppola S. Tackling the digitalization challenge: how to benefit from digitalization in practice // International Journal of Information Systems and Project Management. – 2017. – Vol. 5. – No. 1. – P. 63-77.